ПБС ПО-МОТОЦИКЛЕТНОМУ
На современных скоростных автомобилях стала распространенной такая хитрая штука, как противобуксовочная система (ПБС). В противоположность антиблокировочной тормозной системе (АБС), которая вступает в действие при торможении и следит за тем, чтобы колеса не блокировались (т.е. не скользили по дорожной поверхности), ПБС. выполняя ту же в принципе задачу (отсутствие скольжения), работает при наборе скорости. Ведь современный двигатель с легкостью срывает колеса в пробуксовку — на хорошем асфальте это грозит лишь ускоренным износом шин, а вот на скользкой поверхности чревато потерей управляемости.
ПБС автомобильного типа работает, сравнивая скорость вращения передних и задних колес (при этом используются те же колесные датчики, что и в АБС). Обнаружив, что скорость ведущих колес вдруг стала значительно превышать скорость ведомых, она подает команду двигателю на снижение оборотов. пока эти скорости не уравняются. В принципе, нет ничего препятствующего переносу этой системы в том же виде и на мотоцикл, но вот беда — если системы впрыска топлива сделали привычной "электронную" связь между педалью газа и подачей воздуха и топлива, в которую ничего не стоит вме шаться бортовому компьютеру автомобиля, то на мотоциклах до сих пор царят карбюраторы с жесткой механической связью между рукояткой газа и дроссельной заслонкой. И тогда мотоциклетные инженеры вспомнили о другом способе управления оборотами двигателя — между прочим, еще более древнем, чем посредством карбюратора.
Вот как работает ПБС на японском мотоцикле "Ямаха DT230 Lanza", дебютировавшем в январе 1997 года. "Lanza" — из тех мотоциклов двойного назначения, которые недалеко ушли от чистокровных спортивных эндуро: 230-кубовый одноцилиндровый двухтактный двигатель развивает максимальную мощность 40 л.с. при 8500 об/мин, при том что вся машина весит всего 114 кг! Как видите, заставить заднее колесо беспомощно буксовать на мягком грунте — совсем не проблема. Автомобильный же способ борьбы с буксованием совсем не подходит — мало что стоит карбюратор, жестко связанный тросом с ручкой газа, так еще и в помине нет никакой АБС, датчиками которой можно было бы воспользоваться. Но выход был найден: 8-битовый микропроцессор отслеживает обороты двигателя, и если он пришел к выводу, что они возрастают слишком быстро (то есть заднее колесо потеряло сцепление с земной поверхностью). то дает команду... на изменение опережения зажигания (которое всецело в электронной власти). Опережение зажигания резко падает, а вслед за ним — и мощность и обороты двигателя. Сцепление с дорогой восстанавливается.
Неизвестно, поможет ли эта система выбраться из заполненной жидкой глиной ловушки (срабатывает она в диапазоне оборотов от 3500 до 8500 об/мин), но при попадании колеса на скользкие участки трассы она должна эффективно помогать водителю. По крайней мере, злейший конкурент "Яма-хи" — компания "Хонда" — применила очень похожую ПБС на своей модели "CRM250R" (имеющей примерно те же параметры, что и "Ямаха Lanza").
- 01/05/2012 20:11 - Падение границ
- 30/04/2012 23:42 - BMW в России
- 09/04/2012 19:52 - Мотосекция автодора
- 09/04/2012 19:48 - На все времена
- 01/04/2012 17:04 - Передняя подвеска для эндуро
- 20/03/2012 21:39 - Бой на высоте
- 04/10/2011 16:00 - Держи голову в тепле